Если бы я был «старцем», то я бы сказал кандидату,
[кандидат]ке, «взыскующим иночества», примерно следующее:
– поступи на службу, по возможности самую простую, без «творчества»
(в банк к окошечку, например);
– работая, молись и «стяжай» внутренний мир, не злобствуй,
не «ищи своего» (прав, справедливости и т.д.). Воспринимай каждого (сослуживца,
клиента) как посланных, молись за них;
– за вычетом платы за самую скромную квартиру и самую
скромную пищу – отдавай свои деньги бедным, но именно бедным, личностям, а не «фондам
помощи»;
– ходи всегда в одну и ту же церковь и там старайся помочь
реально (не лекциями о духовной жизни или иконах, не «учительством», а «тряпочкой»
– ср. преп. Серафим Саровский). Этого служения держись и будь – церковно – в
полном послушании у настоятеля;
– на служенье не напрашивайся, не печалься о том, что не «использованы
твои таланты», помогай, служи в том, что нужно, а не там, где ты считаешь
нужным;
– читай и учись в меру сил – но читай не только «монашескую
литературу», а шире (этот пункт требует уточнения);
– если друзья и знакомые зовут в гости, потому что они
близки тебе, иди – но с «рассуждением», и не часто. Нигде не оставайся больше
полутора, двух часов. После этого самая дружеская атмосфера – вредна;
– одевайся абсолютно как все, но скромно. И без «видимых»
знаков обособления в «духовную жизнь»;
– будь всегда прост, светел, весел. Не учи. Избегай как огня
«духовных разговоров» и всяческой религиозной и церковной болтовни. Если так
будешь поступать – все окажется на пользу...
– не ищи себе «духовного старца» или «руководителя». Если он
нужен, его пошлет Бог, и пошлет, когда нужно;
– прослужив и проработав таким образом десять лет – никак не
меньше, спроси у Бога, продолжать ли так жить или нужна какая-нибудь перемена.
И жди ответа: он придет – и признаками его будут «радость и мир в Духе Святом».
|