III
Дух как сила
Свободное
и гибкое учение о Духе, возникающее из всех этих соображений, должно быть по
душе современным читателям, которые любят загонять большие сферы опыта и мысли
в гостеприимные рамки единого определения, заботясь больше о широте, нежели о
глубине. Но если на этом и остановиться, не уравновесив сказанное
противоположной истиной, необходимой для целостности картины, то нам уже не объяснить
все самые глубокие и тонкие человеческие переживания. Такое понимание Духа мало
чем отличается от общей доктрины об имманентности Бога, и столь легкое и
обманчивое упрощение размоет для нас некоторые важные и нужные границы,
очерчиваемые религией. Безоговорочные
приверженцы такого учения уже склоняются к квиетизму1, отходя от
активного поклонения, и приближаются к пантеизму, забывая о внушающей
благоговение отдельности Бога.
Конечно,
подобно мистикам, мы можем говорить о Пучине Бога-Духа, о «Тихом Океане»
Божественного, омывающем и пропитывающем собой все живое, куда погружаются
души, пришедшие в определенное состояние, теряя всякое обособленное действие в
этих мирных и мощных водах. Однако при этом мы должны твердо помнить, что этот
образ описывает лишь один аспект, одну стадию – действительно глубокую и
истинную, но, может быть, не самую главную в нашем всегда неполном переживании
беспредельной Реальности, превосходящей весь наш опыт, все наши понятия и
убеждения, вместе взятые. Все библейские
упоминания о Духе отличаются, прежде всего, вовсе не ощущением бескрайней
Жизни, «в которой мы живем, и движемся,
и существуем» – это представление, конечно же, заимствовано из языческого
источника. Божественное Действие действительно наполняет вселенную, и самые
свободные и активные из тварных духов – всего лишь креветки, шныряющие
туда-сюда в этом бездонном море. Однако великие авторы библейских книг обязаны
своей силой тому, что им были известны куда более глубокие уровни духовного
опыта. Взаимно дополняющие друг друга откровения пугающей святости и
неизмеримой нежности, которые постепенно проступали в Ветхом Завете и были
полностью провозглашены в Новом, требуют куда более серьезного основания,
нежели простая религиозная философия имманентности. Для героев Библии Дух
никогда не является полностью земным, не становится спокойным, обволакивающим
Присутствием, которое, подобно Мировой Душе у Плотина, пронизывает человеческий
мир. Они постоянно подчеркивают Его отдельность.
Veni, Sancte Spiritus Приди, Дух
Святой
Он совершенно
иной; Он – Объект, но не философских умозаключений, а непосредственного
благоговейного переживания. Здесь мы оказываемся перед лицом коренного дуализма, лежащего в самом центре
всей человеческой религии.
Таким
образом, «принять Духа» – значит не просто открыть глаза или даже душу для
осознания реальности своего положения – того, что Бытие Божье поддерживает и
пронизывает нас. Это совершенно новое положение дело, в котором первое движение
исходит из сокрытого мира, существующего независимо от нас; это пассивное принятие
куда более изобильной жизни, которую тварному существу никогда не обрести
нарочитыми усилиями; это пророческий «дар» Духа; тот важнейший переход от
душевного к духовному, от psyche к pneuma, о котором говорит Павел. Умеренные
представления об общей имманентности Духа должны уступить этому благоговейному ощущению неминуемой
близости, которым исполнено библейское учение о Боге. В религиозных воззрениях
авторов ветхозаветных и новозаветных книг постоянно присутствует некое ожидание
вторжения со стороны иного миропорядка, отдельного от человечества и его
истории. Здесь Дух всегда представляет неограниченное действие, пугающее
вмешательство самой Жизни Бога, Которая есть одновременно и живой источник, и
огонь поядающий. Мир Библии построен не только на тихом действии вод. В его
многообразной структуре есть и вулканические периоды вторжения иного миропорядка,
обладающего силой покорять и преображать.
Дух
Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя… Елисавета исполнилась
Святого Духа… Он будет крестить вас Духом Святым… И возвратился Иисус в силе духа…
Кто скажет хулу на Святого Духа, тому не простится… Дунул, и говорит им: ‘Примите Духа Святого’…
Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святый… Христос Духом Святым принес
Себя непорочного Богу… Не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы
запечатлены в день искупления… Вы устрояетесь в жилище Божие Духом… Где Дух Господень,
там свобода.
Эти
отрывки выбраны почти наугад из бесчисленных новозаветных упоминаний о Духе, и
если очистить их от пиетистских ассоциаций, они создают поразительное
впечатление энергичной и непредсказуемой деятельности – Силы, которая
вмешивается, врывается из иной плоскости бытия, дабы скорректировать или
полностью преобразить цепочку причин и следствий. Размышляя над ними, мы все
явственнее видим, как один миропорядок действует в другом и посредством этого
другого, и вся сфера человеческой жизни представляет собой поле свободного и
таинственного действия Творческой Силы. Это чувство близкого, неминуемого
Действия достигает пика интенсивности и обретает особую поэтическую силу
выражения в пророческих и апокалиптических писаниях, но им пронизано все живое христианство.
На нем основана вся молитвенная жизнь. Оно стоит за всеми религиозными
таинствами.
Veni, Sancte Spiritus, Et emitte coelitus
Lucis tuae radium.
О приди к нам, Дух Святой,
и небесный луч пошли
света
незакатного!
Этот великий
гимн Церкви Святому Духу, начинающийся словом «Приди», отражает саму суть
библейской религии и проводит четкий водораздел между естественной и сверхъестественной
теологией.
Ибо
когда в христианском Символе Веры говорится, что Дух – не только Господь
Животворящий, но и «говоривший через пророков», тем самым Церковь
отмежевывается от всякой доктрины, где Дух Святой всего лишь приравнивается к
общей имманентности Бога. Здесь нам предлагается признать свободную и личную
деятельность Абсолюта, Который действует на отдельных людей и через них,
используя, видоизменяя или даже нарушая поток причинности, известный нам как
закон природы. Нас просят признать, что это действие проявляется в истории –
иногда постепенно, а иногда внезапно, восставляя пророков, святых, людей
действия и заставляя их, вопреки всякому естественному благоразумию,
провозглашать Божью волю и творить Божье дело. В обещанном нам в Четвертом
Евангелии Параклите, Который просвещает людей, управляет происходящим и фактически
является главным героем Книги Деяний, мы видим действие того самого Духа,
Который распоряжается движением небесных тел и контролирует приливы и отливы
истории: здесь, действуя из самого сердца Божества, Он то отменяет, то
наполняет энергией неуклюжие потуги несовершенных людей. Здесь мы находим место
тем странным эпизодам истории, когда в нее словно вмешивается иной миропорядок
и череда событий явно выходит из-под человеческого контроля. Те моменты, когда
все зависит от появления конкретного человека, лидера, реформатора или святого,
или (что еще более загадочно) когда на ключевую роль внезапно призывается
какой-то очень простой и, на первый взгляд, совершенно неподходящий человек, неожиданно
получают свое объяснение, даже если в этих прозреваемых нами фактах кроется
куда больше, чем мы способны понять. Ибо здесь все, что мы знаем о личностном
действии, даже в его убогом, человеческом проявлении, заставляет нас признать
влияние такого действия на таинственные течения, управляющие великими и малыми
историями мира.
«О
Божественное Действие! – восклицает Коссад. – Мне открылась Твоя необъятность.
Каждый шаг свой я делаю лишь в Твоем неизмеримом Сердце. Все, что изливается из
Тебя сегодня, изливалось и вчера. Твоя бездна есть русло, по которому
непрестанно течет река благодати – все держится и движется Тобой. Посему мне не
нужно искать тебя в узких рамках книги, жизни святого или высокой идеи. Все они
– лишь капли того Океана, который разливается по всему творению. Все они подчинены
Божественному Действию; они – лишь атомы, исчезающие в этой бездне».
Здесь
общее чувство Имманентного Бога, пронизывающего и поддерживающего Свое
творение, дополняется чувством Бога Действующего и полностью присутствующего в
Своем действии. Иногда мы видим проявление этого свободного, исполненного любви
действия в широких мазках на полотне истории, а иногда, в поразительных деталях
и с потрясающей интенсивностью, – внутри одной единственной души. И если мы
хотим выразить многогранный парадокс Духа, как Он являет Себя людям, нам нужно
одновременно держаться и за то, и за другое, даже если это кажется
непоследовательным. Натурализм снова и снова отходит от этой единственно возможной
религиозной позиции, и в результате наше представление о реальности снова и
снова обедняется.
Примечание:
1 Квиети́зм (от лат. quies «покой») – религиозное течение в
католицизме, возникшее в XVII в. Его
приверженцы культивируют мистико-созерцательный взгляд на мир и своеобразную
моральную индифферентность. В переносном смысле «квиетизм» означает отрешенное,
лишенное аффектов пассивное поведение; безвольная и непротивленческая
покорность божественной воле.
|